Православие в Юго-Восточной Азии
Проповедь христианства в Азии традиционно связывается с именем апостола Фомы – одного из ближайших учеников Спасителя мира.
Восприняв заповедь Иисуса Христа о всемирной проповеди Евангелия, Русская Православная Церковь в своем миссионерском служении по преимуществу была обращена на Восток, проповедуя в Сибири, на Дальнем Востоке, а затем в Китае, Японии, а также на Западе, в Северной Америке.
Было учреждено множество миссий – Иркутская, Алтайская, Даурская, Забайкальская, Семипалатинская, Енисейская, Киргизская, Чукотская, Камчатская и другие, а за пределами России – Китайская, Японская, Корейская, Американская и Урмийская.
Русская Православная Церковь всегда видела целью своего миссионерского служения не расширение территории своей пастырской ответственности, не навязывание «русского» православия, а передачу чистого послания Господа нашего Иисуса Христа, образование церковных общин и развитие в них полноты таинственной жизни Церкви с тем, чтобы воспринявшие проповедь русских миссионеров народы различных стран смогли войти в единое Тело Христово и привнести свои культурные традиции в Православную церковь.
Примерами таких подходов служат Американская, или Кадьякская, миссия, трудами которой появилась Православная Церковь в Америке, получившая автокефалию от Московского Патриархата в 1970 году; Японская миссия, плодом делания которой стала Японская Православная Церковь, с 1970 года имеющая полную автономию от Русской Православной Церкви; Китайская, или Пекинская, миссия, давшая жизнь Китайской Православной Церкви, независимой в делах своего внутреннего управления с 1956 года.
Именно Китайская миссия, в основном, и начала проповедь в странах Юго-Восточной Азии. Первые православные приходы, учрежденные русскими миссионерами из Китая, появились в 1930-х годах на Филиппинах и в Индонезии.
Особое значение в этом имела деятельность свт. Иоанна Шанхайского, который посетил Филиппины и Вьетнам в 1949 году.
Первоначально учрежденные для пастырского попечения о соотечественниках, русские приходы постепенно становились духовным убежищем и для местных жителей, встретивших Христа.
После празднования в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси Русская Православная Церковь получила возможность в полноте возродить свое многообразное служение, в том числе и миссионерское. Активную роль в этом сыграл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Будучи председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, он в 1990–2000-х годах посетил Китай, Корею, Вьетнам, Таиланд, Камбоджу, Филиппины, Малайзию, Индонезию и Сингапур. Результатом его архипастырских визитов стало появление приходов Московского Патриархата в азиатских странах.
В 2007 году архипастырское попечение об Успенском приходе в Сингапуре было поручено епископу Уссурийскому Сергию, викарию Владивостокской епархии и с тех пор служение владыки Сергия связано с устроением церковной жизни в Юго-Восточной Азии.
В 2016 году он стал управляющим приходами Московского Патриархата во Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, на Филиппинах, в КНДР и Республике Корея.
В связи со значительными успехами осуществляемой под его руководством миссии в странах Юго-Восточной Азии: умножением числа храмов и общин, появлением духовенства из числа местного населения, повышением интереса к русскому Православию, а также в связи с увеличением русскоязычного населения, постоянно или временно проживающего в странах этого региона, в 2018 году был образован Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре, ставший правопреемником существовавшего с 1946 по 1956 год Восточноазиатского Экзархата Русской Православной Церкви.
Главой образованного Экзархата стал владыка Сергий, возведенный в сан митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского.
Сегодня священнослужители Экзархата, несущие свое служение в 13 странах и пятичасовых поясах, объединены в 4 епархии – Сингапурскую, Корейскую, Таиландскую и Филиппинско-Вьетнамскую. На сегодняшний день в Экзархате трудится 72 клирика служащих на 80 приходах и духовно окормляющих десятки тысяч прихожан. Большая часть общин состоит из местных жителей, российские соотечественники составляют около 20 %.
В Экзархате ведется широкая социальная работа. В прошлом году гуманитарную помощь получили более 3000 семей.
Стремясь к формированию национального православия, митрополит Сергий уделяет особое внимание подготовке священников из числа местного населения, поэтому в духовных школах России обучаются семинаристы из Юго-Восточной Азии.